На что вы готовы пойти ради своих детей? Вряд ли Итан Марс, успешный архитектор с прекрасной семьей и красивым домом, когда-нибудь задавался этим вопросом. Но достаточно одной случайности, одного водителя, который не заметил ребенка на дороге – и вся жизнь идет под откос. Развод, депрессия, кошмары. Вместо солнечного утра – дождь за окном. Уже второй год он пытается начать все заново.
Но даже то единственное, что заставляет Итана жить, его сына Шона, забрал Мастер Оригами. Серийный убийца, из-за которого уже погибло почти десять детей, похищает своих жертв и топит в дождевой воде. Через несколько дней их тела находят на каком-нибудь пустыре с цветком орхидеи на груди и маленькой фигуркой оригами в руке. У Итана больше ничего нет. Все, что теперь остается – любыми способами спасти жизнь сына.
Норман Джейден – агент ФБР, которого посылают помочь местной полиции в расследовании. Он образован (в отличие от простого следователя, который не хочет слушать о каких-то там психологических портретах убийцы) и пользуется самой современной техникой. Мешает одно - наркотическая зависимость, с которой постоянно приходится бороться.
Скотт Шелби – частный детектив, уже немолодой лейтенант на пенсии. Его наняли семьи детей, которых убил Мастер Оригами. Он опрашивает родителей, и, параллельно полицейскому следствию, ищет улики и свидетелей.
Мэдисон Пейдж – девушка, страдающая бессонницей. Единственное место, где ей удается заснуть – придорожные мотели. В одном из таких мест она и встречает Итана, которому, как никогда, нужна помощь.
Мы не зря потратили много места на представление героев. Как хороший фильм начинается с длинных титров, так и рассказ о Heavy Rain хочется начать именно со знакомства с персонажами истории. Ведь это одно из важнейших ее достоинств. Их правдоподобность – просто невиданная для видеоигр. Здесь нет «одномерных» действующих лиц (за совсем небольшим исключением) и абстрактных целей. У всех понятные каждому проблемы и мотивы действий. Поначалу, они могут быть неочевидны, но позднее все встанет на свои места.
Развивая идеи Fahrenheit, Heavy Rain совмещает черты кино и игр. От кино тут постановка и огромное количество роликов (игра из них и состоит, по большей части), от игр – возможность выбора. И эта возможность выбора – именно то, что заставляет следить за сюжетом, сопереживать героям, как никогда прежде.
Всем известная ситуация – полицейский держит на мушке преступника, который, в свою очередь, направил оружие на другого человека. В фильме мы переживаем «Выстрелит или нет?!» и «Сможет уговорить его положить пистолет или нет?». В Heavy Rain это мы, а не герой в телевизоре, дрожащими руками целимся в человека, это мы пытаемся его уговорить не делать глупостей. И это мы шарахаемся от каждого его резкого движения и, если сдадут нервы, стреляем. И это действительно выводит сопереживание на новый уровень.
Игра старается обходиться без деления на добро и зло, без искусственного каркаса «кармы», как, например, в Mass Effect. Персонаж действует не потому, что он отыгрывает роль злодея или, наоборот, святого, а, по всем законам драмы, потому, что обстоятельства загоняют его в безвыходное положение. И если он откажется делать что-то плохое, это не увеличит его «показатель доброты». Это приведет к последствиям, за свой выбор придется отвечать.
Итан пытается разговаривать со своим замкнутым сыном. Утешает его после смерти любимой птички. Лорен, девушка по вызову, унижалась, чтобы обеспечить жизнь своему ребенку. И так далее - перечислять темы, которые Heavy Rain поднимает впервые для видеоигр можно долго. Нет, никакой разработки они не получают. Основа тут, все-таки - остросюжетный триллер. Но про такие вещи важно упомянуть. Возможно, в рамках этого вида медиа, кто-то другой теперь сможет высказаться на эту тему.
Видеоигры давно превратили убийства в норму. Очередной герой очередной игры заходит в очередную комнату и расстреливает очередную партию врагов. Этому не нужны какие-то особые причины и это уже не вызывает каких-то эмоций. Ни у персонажей, ни у нас. В Heavy Rain же действуют живые люди, для которых нажать на курок – одно из сложнейших решений в жизни. И будьте уверены, когда игра таки разразится перестрелкой, причины для нее будут зреть очень долго.
Здесь нет тупиков, экранов «Game Over» и переигрываний. Каждый выбор – это поворотный пункт в сюжете. Не важно, удачно мы прыгнули или нет, ударили неприятеля или промахнулись – история запоминает это и идет дальше. Даже смерть важных героев в игре не приведет к возврату в меню. Решения создают вашу собственную историю со своим развитием событий и финалом.
Heavy Rain – уникальное явление. Первый шаг к синтезу кино и видеоигр, который показывает, что используя лучшие черты обоих жанров можно добиться невиданного уровня эмоционального воздействия. Это отличный триллер, уровня, скажем, фильма «Семь» умноженный на интерактивность. Интерактивность, которая сделает историю каждого игрока неповторимой. Первое, что хочется сделать после прохождения – броситься рассказывать о ней знакомым и обсуждать, как у кого все, в итоге, завершилось.
PS: Как и во всех последних играх от Sony, в Heavy Rain есть русская озвучка. Стоит признать, она сделана на очень высоком уровне, так что тем, кто не слишком хорошо знает английский, можно смело включать русский язык. Прямо в главном меню можно выбрать любую комбинацию – английский язык и русские субтитры, просто русский дубляж и т.п.
10